Налог с продаж

Налог с продаж: с чего берется, нужно ли платить, до какой суммы не облагается

Налог с продаж

Имущество – это то, чем обрастает жизнь каждого человека или деятельность компании. А когда приходит необходимость продать свою собственность, стоит помнить, что данная сделка приносит доход, с которого надо будет заплатить определенный вид налога.

Общие сведения про налог с продаж имущества

Определение

Этот налог взимается с доходов, полученных гражданами или компаниями при продаже принадлежащего им имущества. Так как продавец перечисляет налоговые суммы из собственных средств, не перекладывая их на конечного потребителя проданного имущества, то этот налог можно отнести к категории прямых.
Про отдельный налог с продажи расскажет данный видеосюжет:

Нормативное закрепление

Права и обязательства всех участников данного процесса закреплены в налоговом и гражданском законодательстве РФ. Это следующие акты:

  • 23-я глава НК посвященная НДФЛ.
  • 25-я, в которой сведения о налоге на прибыль.
  • 21-я – про НДС.
  • 207-я статья НК о применении подоходного налога.
  • 220-я – о возможности вычетов.
  • 217-я, указывающая на возможности не платить этот налог.
  • 1114-я и 1152-я статьи ГК РФ, рассказывающие о порядке наследования имущества.

Виды

Так как налоги от продажи своего имущества обязаны платить все:
То и виды налогов тоже разные. Это:

  • НДФЛ для граждан и иных физических лиц.
  • Налог на прибыль, если компания работает на ОСНО.
  • Налогообложение в соответствии с упрощенными спецрежимами, если компания работает на одном из них (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН).

Кроме того в некоторых случаях платится и НДС. Это происходит если фирма на ОСНО. НДС начисляется при продаже:

  • Нежилой недвижимости.
  • Движимого имущества (например, автомашины).

Плательщики

Его платят все:

  • Обычные граждане, проживающие в стране и официальные плательщики НДФЛ на своей работе.
  • Иностранцы, продавшие имущество в РФ, как резиденты, так и нет.
  • Пенсионеры отдельных льгот не имеют и платят НДФЛ на общих условиях.
  • Компании, работающие на ОСНО.
  • Фирмы на спецрежимах.
  • ИП, имеющие возможность выбора: платить НДФЛ, если продают имущество от себя, или налог в соответствии с режимом работы своего предприятия, если имущество «участвует» в хозяйственной деятельности.

Налогооблагаемое имущество

Имущество, продажа которого требует уплаты налогов, может быть, двух видов:
Причем разница не только в названии, но и в подходе к налогообложению. Недвижимым имуществом называются физические объекты, переместить которые невозможно, не причинив им ущерб, и это:
Остальное имущество считается движимым и среди него:

Оплата налогов

Размеры

При определении величины налога важное значение имеет облагаемая сумма. Это может быть:

  • Сумма, которая была заплачена за имущество при его продаже.
  • Стоимость имущества за минусом налоговых вычетов. Это действует для недвижимого и отчасти движимого (например, авто) имущества.
  • Стоимость недвижимости, уменьшенная на подтвержденные затраты на ее покупку или ремонт.

Дополнительно на налог с продажи влияет срок владения. Если хозяин продает имущество, владев им более определенного срока, то он освобождается от налогов полностью. Это:

  • 5 лет для недвижимости, приобретенной в 2016-ом году и позже.
  • 3 года для остальной недвижимости, в том числе подаренной и наследственной, а так же для движимого имущества (автомобилей).

Почему налог с продаж является неконституционным, расскажет эксперт в данном видеоролике:

Ставки

Ставки, в зависимости от юридического и налогового статуса продавца имущества следующие:

  • 13% обязаны заплатить граждане и иностранцы, постоянно (больше чем полгода) проживающие в стране, они же резиденты.
  • 30% ставка для тех, кто не живет здесь постоянно (нерезидентов).
  • 20% для компаний на ОСНО (на прибыль).
  • 18% – НДС (кому положено).
  • При УСН «Доходы» – 6%, а «Доходы минус расходы» – 15% с разницы.

Необлагаемая сумма

Все зависит от типа имущества. Продавец имущества один раз за отчетный период (год) может воспользоваться налоговым вычетом из стоимости продажи размером:

  • Миллион – для недвижимости.
  • Двести пятьдесят тысяч, если имущество движимое (автомобиль).

Формула расчета

Формула для расчета налога зависит от конкретных обстоятельств сделки. Это можно увидеть на примере продажи автомобиля:

  • Для иностранца-нерезидента, продавшего авто за 815000 рублей, налог считается так: Сумма продажи×30%, то есть 815000×0,3 = 224000 рубля.
  • Для гражданина РФ, продавшего машину за эту же сумму, но взявшего вычет все выглядит по-иному: (Сумма продажи – вычет)×13%, или (815000 – 250000)×0,13 = 73450.
  • Если сумма продажи равна сумме вычета или меньше, то есть авто продано не дороже 250000, то налог платить не надо.

Как не платить

Чтобы избежать уплаты налога на продажу, достаточно воспользоваться одним из изложенных ниже советов:

  • Дождаться окончания срока, после которого начинается налоговая амнистия. Это 5 лет или 3 года, в зависимости от типа и способа получения имущества.
  • Совершить сделку без получения прибыли. То есть продать квартиру или авто за те же деньги, что и купил или дешевле. Документы на подтверждение покупных расходов – обязательны.
  • Совершить сделку на сумму налогового вычета: 1000000 рублей для недвижимости, 250000 – для авто.

Но здесь надо быть осторожным. Кадастровая стоимость квартиры или внешний вид машины должны соответствовать цене.
Еще больше полезной информации по налогу с продаж содержится в видео ниже:

Налог с продаж – что это такое, новости, отменен, законопроект

Налог с продаж

На территории нашей страны, этот налог вводят 3-ий раз за последние 25 лет.

Пока все попытки увеличить доходность региональных бюджетов за счёт этого налога, не имели успеха.

Общие сведения ↑

В 2015 году, учтя все ошибки и недостатки предыдущих законов, этот налог снова вводится в обращение.

Определение

Налог с продаж это налог, который взимается в пользу государства с физических и юридических лиц при продаже работ, товаров или услуг.
Как уже было сказано, это будет региональный налог, и от властей субъектов будет зависеть – вводить его снова или нет.

Функции налога

Как и других налогов, у налога с продаж есть свои функции:

Функция налога
Разъяснение

Фискальная функция
Заключается в сборе и формировании денежных средств на содержание государственного аппарата, науки, армии и других государственных служб

Экономическая функция
Заключается в воздействии на экономических субъектов, поощряя и контролируя различные процессы хозяйственной деятельности нашей страны

Характерные особенности

Налог с продаж – это бремя, которое ложится на покупателей. Он взимается в момент покупки товара потребителем в пользу продавца, который, впоследствии уплачивает его в местный бюджет.
Это местный налог, и взимается он в пользу субъектов федерации. Где этот налог установлен.
История этого налога «уходит корнями» в древность. Упоминание о нём можно встретить в манускриптах от древних египтян.
Особенностью этого налога является то, что он взимается непосредственно в торговой точке. Покупатель уплачивает за товар цену, уже с учётом этого налога.
Этот налог вводят уже третий раз. В первый раз его ввели в конце 90-ого года начале 1991. Введением этого налога государство хотело увеличить приток денежных средств в местные бюджеты.
Эффект от этого был минимальным, и скоро от этого налога отказались, заменив его НДС. Второй раз его ввели в 1998 году. Он взимался только с розничных продаж.

И хотя законотворцы учли все недочёты первого введения, второе «дыхание» у этого налога так и не открылось. Это привело к дефициту федерального бюджета, и он снова отменён с 2004 года.

Теперь – третье шествие. На осенней сессии будет рассмотрен проект закона о введении этого налога с 2015 года. Вероятность его принятия – почти 100%, по мнению финансовых экспертов.

Кто будет платить

Когда введут налог с продаж, платить его будут юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют торговлю товарами, работами и услугами на территории РФ.
Для физических лиц такой налог не предусмотрен. С продажи личных вещей, а также с продажи комнаты или другой недвижимости, физическое лицо уплачивает подоходный налог.
Однако на местные власти возложена обязанность по разработке пакета льгот, которые будут применяться по этому налогу. На федеральном уровне налог с продаж будет регулироваться гл. 30.1 НК РФ.

Будет налог с продаж или нет ↑

Минфин ещё весной текущего, 2014 года, разработал план законопроекта, который бы ввёл в НК РФ новую главу – «Налог с продаж». План законопроекта был одобрен, и его рассмотрение ожидается на осенней сессии ГосДумой.
Минусом этого нововведения является то, что будет иметь место двойное налогообложение продаваемой продукции – НДС и налог с продаж.
И хотя введение налога с продаж не затрагивает равновесия потребителя, продавцы товара в некоторых регионах ощутят на себе это нововведение.

Сначала наши законотворцы «слизали» у США налог на добавленную стоимость. Он у нас прижился, и его исправно платят.

Теперь же покупатель будет покупать товар ещё и с учётом налога с продаж, который также «слизан» с запада. Однако в США отменили НДС, и у них действует только налог с продаж.

Когда отменили

Налог с продаж отменили в 2004 году, когда возник сильный дефицит федерального бюджета. Необходимы были средства для привлечения дополнительных денежных средств.
Низкая эффективность этого налога в то время объяснялась тем, что этот налог действовал не во всех регионах. Он был введён в городах федерального значения – в Москве и Санкт-Петербурге, и ещё в нескольких областях.
Отменил этот налог Конституционный суд, который вынес определение о том, что уплата этого налога ИП нарушает их конституционные права.
Это определение КС вызвало сложности в администрировании этого налога. По этому документу выходило, что каждый продавец товара должен устанавливать статус покупателя.

Стало непонятным, нужно ли взимать налог с продаж в таких магазинах как Metro и Selgros, которые не продают свои товары не предпринимателям.

Налог на продажи

Налог с продаж

Налог на продажи – один из видов косвенного налога, который берется с покупателей при покупке какой-либо услуги (товара).
В ряде случаев налог на продажи (налог с продаж) рассчитывается как фиксированный процент от стоимости проданного товара (предоставленной услуги). Налог на продажи взимается во многих странах.
При этом по закону часть товаров (услуг) может освобождаться от этого вида налогообложения.

Сущность налога на продажи

Данный вид налогообложения появился давно. Это видно по рисункам на стенах гробниц в Египте, которые по оценке историков появились еще 2000 лет до нашей эры. Сегодня налог на продажи – прерогатива региональных и местных властей, которые могут принимать решение по налогу и устанавливать его в рекомендуемом законодательством размере. Полученные деньги направляются в бюджет.
В роли плательщика налога выступает покупатель, который выплачивает определенную сумму уже в момент покупки товара (дополнительная плата включена в цену). Что касается продавца, то он обязуется передать налог государству.
Величина налога может прописываться в виде процента от цены товара (услуги). При этом по закону возможны некоторые исключения.
Что касается начисления налога, то он может включаться непосредственно в стоимость или добавляться к цене товара (услуги) прямо в торговой точке.
Налог на продажи должен выплачивается лишь на конечном этапе, то есть при передаче услуг (товаров) конечному покупателю. Если покупатель не является конечным звеном, то продавец обязуется передать клиенту «сертификат», в котором будет подтвержден факт покупки товара с целью его дальнейшей перепродажи. В противном налог все равно будет взиматься.
Налог на продажи работает во многих штатах США. Это обусловлено развитием интернет-торговли, при которой стало  сложнее организовать торговлю между покупателями и продавцами, находящимися в различных штатах. При этом правительство планирует введение налогов на продажи, регулируемых федеральными законами.
В большинстве стран налоговые органы исходят из факта, что главная характеристика налога – его устойчивость в отношении уклонения граждан от выплат.

К примеру, в системе налогообложения, касающейся налога на продажи, перед продавцом всегда стоит выбор – реализовать товар как конечному или как промежуточному покупателю. В первом случае налог обязательно берется, а во втором – нет.

При этом покупатель может сказать, что использует купленную вещь при производстве другой продукции, хотя делать этого не будет. Как следствие, человек уклоняется от налога.
Защититься от этого можно лишь одним способом – облагать налогом каждую сделку купли-продажи, но появляющийся «эффект нагромождения» существенно усложняет процесс торговли и приводит к удорожанию товара (услуги) пока она доходит к конечному потребителю.
На территории РФ налог на продажи вводился два раза. Первый подход был в 1991 году, когда ставка составляла 5%. Но уже в завершение этого же года (после распада СССР) была изменена вся система налогообложения и налог на продажи пропал вовсе.
В дальнейшем была попытка введения налога в России в 1998 году (в виде регионального налога). В этот раз она была более успешной. Особенность налогообложения закреплена в ФЗ №150 от 31 июля 1998 года.
Все платежи по данному налогу направляются в бюджет РФ, а также в муниципальные бюджеты. Размер платежей – 40 и 60% соответственно.

В дальнейшем полученные средства идут на покрытие нужд социально необеспеченных семей.

Правительством РФ было принято решение, что каждый субъект страны может лично устанавливать ставку (в границах допустимой) и принимать решение по поводу введения налога. Максимально допустимая налоговая ставка – 5%. Кроме этого, с введением налога на продажи основная часть муниципальных налогов была отменена.

Налог на продажу: плательщики, налогооблагаемые товары, исключения

К основным плательщикам данного вида налога можно отнести:
– нерезидентов страны (юридических лиц). Сюда относятся иностранные компании, их филиалы и представительства, а также международные структуры, действующие на территории РФ;
– юридические лица (предприятия, организации, компании), их представительства и филиалы;
– индивидуальные предприниматели (ИП), которые работают в РФ, но не оформляют юридическое лицо.
В качестве объекта налога на продажи выступают различные группы услуг, работ или товаров, которые участвуют в розничной торговле и реализуются на наличные деньги. К продажам за наличные можно приравнять реализацию товара (услуги) с учетом применения банковских карт, расчетных чеков и так далее. Сюда же относятся обменные операции на другие виды услуг, товаров.
При вычислении базы налогообложения цена объекта продажи (товара, услуги) должна включать акцизы (для специальной группы товаров) и НДС. Ставка налога на продажи составляет 5% и является обязательной для оплаты соответствующими субъектами (юрлицами, ИП).
К подакцизным товарам относится та продукция, в стоимость которой включен косвенный акциз (специальный налог). В эту категорию входит следующая продукция – спирты (коньячный и этиловый), продукция с содержанием спирта больше 9% (к примеру, суспензии).
Сюда же можно отнести алкогольную продукцию (водку, ликеры, коньяки вина и так далее) с объемной долей этила более 1,5%, табачную продукцию, легковой транспорт и мотоциклы (мощность мотора от 150 л.с.), бензин, дизельное топливо, моторное масло и так далее.

В Законе есть и более широкий перечень товаров, за которые необходимо выплачивать налог на продажу. Здесь можно выделить – радиотехнику, дорогую мебель, женскую одежду, деликатесы (продукты питания), меховые и ювелирные изделия, рекламные услуги и так далее.
Существует группа товаров, на которые налог на прибыль не распространяется Как правило, в эту категорию входит продукция первой важности – хлеб, молочные продукты, масло (в том числе и маргарин), сахар, макаронные изделия, соль, картофель, детское питание, ортопедическая обувь и так далее. Из услуг – плата за ЖКХ, аренда помещений, находящихся в муниципальной собственности (к примеру, в общежитии), перевозка пассажиров на общественном транспорте, ж/д перевозки, страховые и адвокатские услуги.
Во всех упомянутых случаях взимается налог до 5%, в который входит НДС (для обычных товаров) и акцизный сбор для специальной продукции. При этом муниципальные органы могут менять размер ставки в сторону уменьшения. Кроме этого, для налога на прибыль устанавливается не только размер, но и сроки (порядок) его выплаты, наличие льгот, форма отчетности и так далее.
Налоговая ставка является общей по отношению к различным сделкам продажи касательно объектов сделки (услуг, работ, товаров), для всех покупателей и продавцов, работающих на территории определенного региона.
Дифференцирование, то есть установление разной ставки для конкретных групп товаров, запрещено. С 2012 года в налоговом кодексе РФ появилась глава 27, которая регулирует порядок взимания налога с граждан.
При этом условии выплаты налога не поменялись.
Налог на продажи популярен не только в РФ. В ряде других стран он также применяется. Но есть государства, где заметна тенденция перехода с обычного налога на более универсальный – НДС.
На практике именно последний обеспечивает стабильные поступления в бюджет, составляя его пятую часть. На практике НДС – вид налогообложения, который применяется почти в 150 странах мира.
В чистом виде налог на продажи еще остался в США.
Практика показала, что введение налога на продажи – возможность удержать инвестиции и привлечь дополнительные вливания, обеспечить стабильный рост сбережений и экономики в целом.

В свое время Организацией экономического сотрудничества было проведено серьезное исследование, в котором изучалось влияние различных видов налогообложения на экономики стран.

В результате было выявлено, что налог на продажи – один из наиболее безопасных видов налогообложения.
С другой стороны, некоторые считают налог на продажи устаревшим и неэффективным, ведь он накладывает дополнительное бремя на  людей с небольшим уровнем прибыли.
Но эту проблему можно решить – достаточно освободить от налогообложения продукты первой необходимости (лекарственные препараты, одежду, еду и так далее).
В последние годы ряд стран все-таки отказались от налога на продажи, и перешли к применению других косвенных видов налогов.
В США налог на продажи принимает форму налога с оборота. То есть процент начисляется на закупочную цену товара и включается в его стоимость. Берется налог только в том случае, когда торговая точка или продавец физически присутствует в штате, где совершается сделка.

Физическое присутствие – это наличие предприятия (его магазин, склада, офиса) в этом регионе. Следовательно, покупатель, который находится в определенном штате и идет за покупками, обязательно заплатит налог.

При этом в США, как и в России, есть определенная группа товаров, не подлежащих начислению налога.

Налог с продажи имущества – последние изменения в законодательстве

Налог с продаж

По законам Российской Федерации налог с продажи имущества уплачивается гражданами, если в результате сделки был получен доход. Но есть и другие нюансы налогообложения при продаже недвижимости, которые стоит учитывать. Например, размер налога зависит от статусной принадлежности гражданина, стоимости и характера продаваемой недвижимости.

Основные особенности налогообложения

По последним изменениям налог с продажи имущества физических лиц в 2017 году уплачивается в следующих случаях:

  • При продаже квартиры, которая зарегистрирована на владельце менее трех лет;
  • При продаже автотранспорта, находящегося в имении менее трех лет;
  • При продаже частного дома, который находится в собственности менее трех лет.

Недвижимость, зарегистрированная после 2016 года, может быть продана без уплаты налога только по истечении 5 лет – то есть минимальный порог был значительно увеличен в соответствии с изменениями на 2017 год.

Размеры налогов и некоторые особенности выплат

Налог при продаже имущества выплачивается в соответствии со следующими ставками:

  • Для резидентов России налоговая ставка будет равна 13 процентов от полученных налогов;
  • Для нерезидентов Российской Федерации налоговая ставка намного выше – целых тридцать процентов от полученной прибыли.

Налогами облагается только прибыль с продажи недвижимости. То есть налог взимается не обязательно с суммы, за которую продается недвижимое имущество.
Прибылью в таком случае признается разница между ценой продажи и стоимостью покупки, но только при условии, что документально была подтверждена стоимость покупки.
Если документов не сохранилось, то прибылью будет признана вся сумма, которую получил продавец, но и ее можно снизить (об этом будет написано в продолжении статьи).
В этом видео рассказывается об основных моментах по выплатам налога на недвижимое имущество при продаже:

Как избежать выплат по налогу на недвижимость при продаже?

Налог на продажу имущества находящегося в собственности менее 3 лет взимается со всех граждан, получивших прибыль со сделки. Избежать выплат можно в следующих случаях:

  • Если в результате сделки продавец не получил никакой прибыли. То есть стоимость, за которую была куплена недвижимость, равна стоимости продажи или меньше ее. В таком случае платить налог на прибыль не придется, так как прибыли получено не было. Но только при условии, что у продавца сохранился документ, который подтверждает стоимость автомобиля (квартиры, дома) на момент покупки. Кроме того, к стоимости недвижимости может быть добавлена сумма, которую вложил в нее владелец, также при условии предоставления соответствующих документов;
  • Если прибыль с продажи автомобиля составила менее четверти миллиона, то есть менее 250 тысяч рублей. В таком случае продавец имеет право на использование налогового вычета в размере 250 тысяч. В год разрешено использовать лишь один налоговый вычет. При продаже частного дома или квартиры налоговый вычет составит уже 1 миллион рублей, что очень существенно. Вычет может не позволить полностью избежать выплат (если составляет более 250 000 или 1 миллиона соответственно), но поможет уменьшить сумму выплат;
  • Если недвижимость находилась в собственности более трех лет (в некоторых случаях более пяти – об этом написано выше). В таком случае прибыль с продажи налогообложению не подвергается.

Подача декларации и выплата налогов

Задекларировать прибыль, полученную в результате сделки, гражданин обязан не позднее 30 апреля того года, которой следует за годом сделки (но и не раньше первого января этого года). Декларированию в обязательном порядке подлежат все сделки, при которых продавалось имущество, находящееся в собственности менее 3(или 5) лет. Вне зависимости от необходимости в выплатах налогов.

К декларации прилаживаются все документы, которые подтверждают факт освобождения от налога, а также вписывается сумма налогового вычета. Если недвижимость старше трех (или пяти) лет, то предоставлять декларацию по закону не нужно. Выплаты налогов в бюджет принимаются до 15 июля (только после подачи декларации).

Примеры различных сделок

Далее будут рассмотрены различные случаи, при которых налог с продажи имущества выплачивается или не выплачивается:

  • Автомобиль на момент покупки владельцем стоил полмиллиона. С момента заключения договора купли-продажи прошло 4 года. Так как прошло более трех лет, то платить налог на недвижимость и подавать декларацию нет необходимости.
  • Квартира продана за десять миллионов рублей. Сведений о ее стоимости на момент покупки продавцом не сохранилось. С момента заключения сделки еще не прошло три года. В таком случае продавец при выплате налога на прибыль имеет право применить налоговый вычет в размере одного миллиона. Из-за отсутствия документов о стоимости квартиры, прибылью признается вся сумма (то есть десять миллионов). При использовании налогового вычета в размере миллиона, прибыль, с которой уплачивается налог, составляет 9 миллионов. Налог выплачивается именно с этой суммы в соответствии со статусом гражданина.
  • Частный дом хозяин решил продать через два года после покупки. У него сохранились документы, по которым дом на момент покупки стоил десять миллионов. Также у владельца сохранились документы, подтверждающие, что в дом были вложены дополнительные деньги(полмиллиона). Продать дом хозяин решил за 12 миллионов. То есть его прибыль составила 1,5 миллиона. При использовании налогового вычета в миллион, сумма, с которой будет взиматься налог на прибыль при продаже имущества, составит всего 500 000 рублей.
  • Налог с продаж

    Налог с продаж

    Налог с продаж с 1 января 2002 года регулируется главой 27 НК РФ “Налог с продаж”. Налог с продаж является региональным налогом. Налог косвенный.
    Налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 347 НК РФ).
    Налогоплательщиками налога с продаж признаются:
    1) организации;
    2) индивидуальные предприниматели (ст. 348 НК РФ).
    Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт (ст. 349 НК РФ).

    Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) указаны в ст. 350 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговый период устанавливается как календарный месяц (ст. 352 НК РФ).

    Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов (ст. 353 НК РФ).
    С 1 января 2004 года, налог с продаж взиматься не будет. Так, ст. 4 федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ устанавливает, что глава 27 “Налог с продаж” части второй Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу с 1 января 2004 года. Таким образом, с этой даты, налог с продаж взиматься на территории России не будет (если законодатели не передумают).

    англ. sales tax) – региональный косвенный налог, включаемый в цену товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

    При этом в целях налогообложения, согласно Федеральному закону РФ «О налоге с продаж» (1998), к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карт, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физич.

    лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). Плательщики Н. с п. – юридич. лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, их филиалы, представительства и др. обособленные подразделения; иностранные юридич. лица, компании и др.
    корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридич.
    лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Объектом обложения Н. с п.

    выступает стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристских фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ», а также др. товаров и услуг не первой необходимости, определяемых решением законодательных (представительных) органов субъектов Федерации. Не является объектом налогообложения по Н. с п. стоимость: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий; жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению гос. или муницип. жилых помещений, по предоставлению жилья в общежитиях; услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых гос. и муницип. учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветит. мероприятий (в т.ч. стоимость входных билетов и абонементов); зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу; ценных бумаг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, принадлежащим муницип. образованию (за исключ. такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, ж.-д. и автомобильным транспортом; услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударств. пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, и др. При определении налоговой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включают налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка Н. с п. устанавливается в размере до 5% стоимости. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета Н. с п. и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Н. с п. устанавливается и вводится в действие законами субъектов Федерации и обязателен к уплате на их территории


    региональный налог; устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 347 НК).
    Налог взимается в соответствии с главой 27 НК (введена Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ; утрачивает силу 1 января 2004 г.). До 1 января 2002 г. взимался на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
    Относится к налогам на потребление (косвенным налогам). Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели. Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они осуществляют реализацию товара (работ, услуг) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог (ст. 348 НК).

    Объект налогообложения — операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт (ст. 349 НК).

    Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
    — хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
    — детской одежды и обуви;
    — лекарств, протезно-ортопедических изделий;
    — жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
    — зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
    — путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;
    — товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
    — учебной и научной книжной продукции;
    — периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
    — услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
    — услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
    — услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
    — услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;
    — ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
    — услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций (ст. 350 НК).
    Налоговая база — стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (ст. 351 НК). Налоговый период устанавливается как календарный месяц (ст. 352 НК). Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере не выше 5%.
    Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок:
    — в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки;
    — в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров, работ, услуг (ст. 353 НК).
    Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю). Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с НК.

    В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю (ст. 354 НК). Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации установлены в ст. 355 НК. Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта РФ, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров, работ, услуг. С введением в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога с продаж не взимаются (Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ):

    — региональные налоги и сборы, предусмотренные пп. «г» п. 1 ст. 20;
    — местные налоги и сборы, предусмотренные пп. «г», «е», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р», «с», «т», «у», «ф», «х», «ц» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы.

    Что лучше – налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)

    Налог с продаж

    Дата размещения статьи: 26.08.2014
    Сегодня активно обсуждается вопрос о повышении налогов. И то, что налоги будут повышать, – это уже решенный вопрос, поскольку глава Правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе рабочего совещания, что в России будет увеличена налоговая нагрузка.
    Вместе с тем стало известно о принятии решения о том, что налоговая нагрузка на физических лиц повышаться не будет, по крайней мере до 2019 г. А это означает, что повысится либо НДС, либо будет введен новый налог – налог с продаж.
    Оба налога являются косвенными, однако о том, какой из них лучше, а какой хуже, мы поговорим в данной статье.
    Плюсы и минусы налога с продаж и НДС

    Возвращая налог с продаж или повышая НДС, фактически Правительство возвращается в прошлое. В России уже существовал и налог с продаж, и ставка НДС была установлена в размере 20%.С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена до 18%.Налог же с продаж вводился несколько раз в истории России. Первый раз налог был введен с 1 января 1991 г.

    , однако с распадом Советского Союза налог с продаж утратил силу. Второй раз налог вводился во время кризиса 1998 г. До 2004 г. максимальная ставка налога с продаж составляла 5%. Ее конкретный размер устанавливали субъекты Российской Федерации. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ).
    При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10%, налогом с продаж не облагались. Но с 2004 г. он также не уплачивается.Причем практика введения налога с продаж использовалась два раза в истории, но оба раза он отменялся, поскольку фактически данный налог дублирует уже существующий налог на добавленную стоимость.
    https://www.youtube.com/watch?v=aUVCthCSgRU
    Чтобы понять, что лучше, а что хуже для производителей, продавцов и конечных потребителей (НДС или налог с продаж), необходимо разобраться в различиях двух налогов.Во-первых, налог на добавленную стоимость является федеральным, а налог с продаж региональным, т.е. различается и администрирование налога, и расходование средств.
    В случае с НДС средства поступают и расходуются федеральными властями, а в случае с налогом с продаж налог поступает в казну регионов, которые в свою очередь распределяют и используют поступившие от сбора налога средства.Во-вторых, если НДС действует во всех регионах, то налог с продаж действует только там, где региональные власти приняли соответствующее решение.
    В-третьих, НДС является более сложным с точки зрения администрирования. Главные претензии к налогу – сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами.

    В отношении НДС нужно отметить, что, если организация реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18%. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам организация должна перечислить в бюджет. Если же разница будет больше, то можно возместить НДС из бюджета.

    Однако на практике в случае заявления НДС к возмещению возможны проверки налогового органа и иные сложности.Налог с продаж уплачивается же при реализации товара со всей суммы реализации.Рассмотрим основные плюсы и минусы двух налогов, которые почувствуют потребители при повышении НДС или введении нового налога (см. таблицу).
    Плюсы и минусы НДС и налога с продаж

    Плюсы

    Минусы

    Налог с продаж

    Налог с продаж поступает в региональный бюджет и может быть использован регионом для собственных нужд.
    Производители могут выиграть от введения налога с продаж, поскольку НДС более выгоден агентам и посредникам, которые могут фактически не уплачивать налог.
    Налог является более простым в уплате в отличие от НДС

    Налог увеличит инфляцию.
    Введение дополнительных налогов увеличивает налоговое администрирование в стране, снижает конкурентоспособность экономики, а также может снизить рейтинг страны в части ведения бизнеса в России.

    Вместо одного налога компаниям придется уплачивать и подавать отчетность по двум налогам.

    Налог с продаж начисляется на общий объем выручки, что будет способствовать повышению количества случаев ухода от данного налога

    НДС

    Налог на добавленную стоимость уплачивается давно, и потребители привыкли в счетах видеть сумму данного налога

    Повышение налога увеличит цены на товары и инфляцию.
    Налог взимается в федеральный бюджет, и в этой связи пополнение региональной казны от увеличения данного налога не зависит.

    Налог предусматривает целый ряд льгот и вычетов, в этой связи агенты, экспортеры имеют преимущество перед производителями.

    НДС предполагает ведение в некоторых случаях раздельного учета, что не предусматривает налог с продаж

    К плюсам и введения налога с продаж, и повышения НДС можно отнести, безусловно, пополнение бюджета, причем не очень важно, какой бюджет будет пополняться (региональный или федеральный), поскольку в налоговом законодательстве закреплено единство налоговой системы. Однако в отношении собираемости НДС является более перспективным. Так, в 2011 г.
    министр финансов Антон Силуанов заявлял, что 1% НДС с точки зрения поступлений в бюджет равен 5% налога с продаж. Поэтому с арифметической точки зрения повысить НДС проще. Но в этом случае регионы не получат дополнительные средства, как это произойдет в случае введения налога с продаж.При этом сегодня можно обратить внимание на то, что даже развитые экономики европейских стран повышают налоги.

    Но одним повышением налогов не обойтись, необходимо бороться с коррупцией, отмыванием денежных средств и выводом капитала за рубеж. Во времена кризиса 1920-х гг. в США были не только повышены налоги, но и вкладывались средства в развитие инфраструктуры и строительство дорог, подобный подход может быть эффективно использован и в России.

    Однако, безусловно, повышение налогов имеет и очевидные минусы. Основным минусом для населения страны является повышение цен и увеличение инфляции – если в настоящее время планируется увеличение налогов на 3% (налог с продаж), то инфляция может подняться на все 5%.
    Кроме того, сократившиеся инвестиции в российскую экономику в связи с введением санкций могут снизиться еще больше из-за увеличения налогового бремени, так как сегодня инвесторы не уверены в завтрашнем дне, не могут предугадать развитие ситуации и повышение налогов может также отпугнуть иностранные компании.
    Повышение налогов негативно отразится и на конечных потребителях, физических лицах, ведь если юридическое лицо может принять НДС к возмещению, то граждане видят НДС только в чеках и вынуждены будут помимо данного налога нести еще и бремя налога с продаж.

    Повышение налогов невыгодно и бизнесу: во-первых, введение нового налога может вызвать проблемы и сложности в администрировании у плательщиков налога, ведь на практике больше всего ошибок возникает именно при появлении новых налогов. Во-вторых, товары российских производителей из-за налогов повысятся в цене, а следовательно, будут менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами.

    Наиболее сильное снижение доходов бюджета ощущается в части снижения по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 г. существенно снизили свою маржинальность на фоне снижения деловой активности, падения рубля и медленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. А следовательно, если доходы падают, то введение налога с продаж не будет достаточно эффективным. Ведь производство и так снижается на фоне рецессии и падения производства.
    Как подготовиться к повышению налогов
    Большинство физических и юридических лиц воспринимают повышение налогов как данность, кто-то при этом планирует закрыть свой малый бизнес ввиду роста издержек, затрат и налогового бремени, кто-то решает всерьез подготовиться к повышению налогового бремени.
    Как это сделать?Конечно, для физических лиц, которые почувствуют введение налога с продаж или повышение НДС по ценам в магазинах, вряд ли повышение налогов может повлечь смену работы. Однако многие уже сегодня задумываются о повышении заработной платы. И согласно трудовому законодательству работник может рассчитывать на повышение заработной платы. Согласно ст.

    134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

    Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, к сожалению, данная норма не гарантирует 100%-ного повышения заработной платы сотрудникам.Для компаний дело обстоит намного сложнее. Ведь при повышении налогов необходимо спланировать политику ценообразования. При введении налога с продаж или повышении НДС многие производители могут просто стать неконкурентоспособными. Необходимо также пересмотреть политику ценообразования с поставщиками, поскольку при повышении налогов и поставщики могут повысить цены на сырье и оборудование и уже сегодня нужно отслеживать тенденции ценообразования поставщиков, закладывать увеличение расходов в бюджет компании.Необходимо составить взаимосвязанные бюджеты доходов и расходов, которые бы учитывали новую налоговую ситуацию, в которых были бы указаны новые цены на сырье, материалы, основные средства с учетом новых налогов. В некоторых случаях целесообразно совершить крупные покупки, например приобретение оборудования, машин и иных основных средств в 2014 г., поскольку повышение налогов спровоцирует повышение цен на товары и услуги. В контракты с основными контрагентами возможно включить условия на запрет повышения цен, например, в первой половине следующего года, что позволит получить некоторое конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами, на которых повышение цен может отразиться с начала следующего года.Некоторые малые предприятия и предприниматели, возможно, примут непопулярное решение о закрытии бизнеса. Так, после повышения страховых взносов в 2013 г., по некоторым оценкам, закрылось до 500 тыс. предприятий малого бизнеса. Аналогичная тенденция может наблюдаться и в 2015 г., так как наряду с введением налога с продаж повысятся и иные налоги, например можно ожидать повышения страховых взносов, увеличения налога на имущество, который с 2014 г. собирается с кадастровой стоимости. И тем компаниям, которые решат закрыть производство в 2015 г., необходимо продумать целый ряд мероприятий – от принятия решения учредителями до получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации компании.
    В заключение необходимо отметить, что, конечно, введение нового налога с продаж, равно как и повышение НДС, является непопулярной, но вынужденной мерой в условиях установления санкций против российской экономики, снижения внутреннего валового продукта и роста дефицита бюджета. Однако важно, каким образом будут израсходованы данные средства регионами или федеральным бюджетом, насколько эта мера будет эффективной. Возможно, конечно, повышение налогов является временной мерой, однако нет ничего более постоянного, чем временное, об этом нужно помнить при планировании как личного бюджета, так и бюджета компании.
    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
    
    Вернуться на предыдущую страницу
    Последние новости
    Бесплатная консультация юриста по телефонам:

    • Москва, Московская область
      +7 (499) 703-47-96
    • Санкт-Петербург, Ленинградская область
      +7 (812) 309-56-72
    • Федеральный номер
      8 (800) 555-67-55 доб. 141

    Звонки бесплатны.
    Работаем без выходных
    27 марта 2018 г.
    Проект федерального закона № 424632-7 “О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации”
    Цель законопроекта – закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе – “токены”, “криптовалюта” и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).
    20 марта 2013 г.
    Проект федерального закона № 419090-7 “Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)”
    Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 
    12 марта 2013 г.
    Проект Федерального закона № 410960-7 “О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ”
    Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

    Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

    7 марта 2018 г.
    Проект Федерального закона № 408171-7 “”Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”
    Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.
    1 марта 2018 г.
    Проект Федерального закона № 403657-7 “О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона “О защите конкуренции”
    Цель данного законопроекта – уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

    Huawei
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector