Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, а часть из них сохранена за ПФР
С 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются следующие функции:* контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов;* прием расчетов по страховым взносам, начиная с отчетности за I квартал 2017 года;* взыскание недоимки, в том числе возникшей до 1 января 2017 года;* зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.
За органами ПФР сохранены следующие функции:
* прием расчетов по страховым взносам за периоды 2010 – 2016 годов, включая прием годовых расчетов за 2016 год;* контрольные мероприятия по страховым взносам за периоды 2010 – 2016 годов;* принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010 – 2016 годы.
Кроме того:
ПФР продолжит ведение индивидуального (персонифицированного) учета
Отчетность в ИФНСОсновной отчет по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ формы РСВ-1 ПФР со следующего года будет отменен. С 2017 г. вместо РСВ-1 ПФР надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС РФ (ст. 423 НК РФ).
Новую налоговую отчетность по страховым взносам в 2017 г. нужно будет сдавать один раз в квартал – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.

Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета – на бумаге или в электронном виде. Как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек – только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 г.
В 2017 размер тарифа в ПФР на обязательное пенсионное страхование составляет:- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22%;- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10%.
Страхователи, имеющие право на льготной тариф по упрощенке, будут уплачивать взносы по ставке 20%, как и в 2016 году. Пониженные и дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.Предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляет:- для взносов в ПФР – 796 000 руб. за год.
В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх – по ставке 10%.При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.Срок уплаты страховых взносов не изменился. Взносы надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены.
Но поскольку сменился администратор, изменились и КБК страховых взносов.
Приводим таблицу соответствия кодов бюджетной классификации.

Президент передал ФНС администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов


Функции по администрированию страховых взносов организаций и предпринимателей в ПФР и ФОМС перейдут к Федеральной налоговой службе. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ от Правительства РФ подписал Владимир Путин.

Президент России Владимир Путин 4 июля подписал  пакет законов, направленных на передачу прав по администрированию обязательных взносов в социальные страховые фонды и Пенсионный фонд России Федеральной налоговой службе. Инициатива пренадлежит Правительству РФ. 
Первый закон  направлен на приведение действующего законодательства, регулирующего порядок уплаты страховых взносов в соответствие с новыми функциями ФНС. Второй закон  вносит необходимые поправки в Налоговый кодекс РФ, а третий закон   изменяет Бюджетный кодекс РФ в части распределения средств, полученных от уплаты бизнесом обязательных страховых взносов. 

Разработать изменения в законодательную систему пришлось в связи с переходом Фонда социального страхования (ФСС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) под управление финансового ведомства, а в частности Федеральной налоговой службы (ФНС). Соответствующие поправки, интегрирующие социальные страховые взносы в налоговое законодательство, будут внесены в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Контролировать начисление и уплату обязательных страховых взносов налоговая служба, а не Пенсионный фонд начнет с 1 января 2017 года. Поэтому сдавать отчеты о страховых взносах бизнесменам придется в ФНС, и все проверки бизнеса также окажутся под юрисдикцией налоговых органов.
Перед вторым чтением законопроекта Правительство внесло в Госдуму законопроект, изменяющий порядок персонифицированной отчетности. Чиновники предлагают сделать такой отчет ежемесячным.
Поскольку  пакет законов о передачи ФНС администрирования над взносами в ПФР оказался принят раньше данной инициативы, при ее дальнейшем рассмотрении придется учитывать мнение налоговой службы. 

Вопрос о передаче функции администрирования страховых взносов в ведение налоговой службы был поднят еще в 2013 году. Но до сих пор чиновники не могли принять такого решения.

Поскольку, позиция курирующего ФНС Минфина существенно расходилась с позицией курирующего ПФР социального блока Правительства РФ.
Чиновники из социального блока уверены, что такое перераспределение может разрушить всю систему страховых платежей.

В результате, победила позиция Минфина, направленная на упрощение системы администрирования платежей для бизнеса и экономию бюджетных расходов.
Президент России Владимир Путин одобрил  предложение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о создании единой системы администрирования налоговых и неналоговых платежей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования. Президент уточнил у премьер-министра, кто именно будет заниматься администрированием пенсионных платежей.
И Дмитрий Медведев ответил, что пенсионные и платежи в адрес социальных фондов также будут переданы в ведение Федеральной налоговой службы, которая будет использовать методы, аналогичные налоговым платежам.

Новый закон уже официально опубликован и должен начать действовать 1 января 2017 года.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Администрирование страховых взносов в ФНС в 2018 году – передача

Администрирование страховых взносов

15 января 2016 года Президент утвердил Указ № 13 “О дополнительных…” (далее – Указ № 13), который содержал указание для Правительства РФ до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроект по возложению полномочий на ФНС по администрированию страховых взносов (далее также – СВ), уплачиваемых в ФСС, ПФР и ФОМС.
О том, что изменилось за последний год и кто теперь уполномочен контролировать уплату плательщиками взносов, поговорим далее.

Основная информация

Долгое время шли споры по поводу того, кому следует передать полномочия по администрированию. В конечном итоге, законодателем было решено передать соответствующие правомочия в ФНС, ведь этот орган отличается высоким качеством работы.
Передача полномочий позволит:

  • оптимизировать систему СВ;
  • сократить административные расходы;
  • упростить отчетность.

Определения

Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:

  • осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
  • прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2017 году и далее;
  • взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2017 года;
  • возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.

Законодательство

С 1 января 2017 года, в целях реализации Указа № 13, были приняты следующие законодательные документы:
Основные изменения в 2016 году были внесены ФЗ № 243.
Так, исходя из текста ФЗ № 243:

  • в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
  • ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
  • анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
  • утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Причины передачи функций

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Нюансы

Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:

  • в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
  • в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.

База начислений

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.
Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.
Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Фиксированный платеж

Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:

  • если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
  • если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.
Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.
Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2017 года:

Вид СВ
КБК

На ОПС
18210202010061010160

ВНиМ
18210202090071010160

ОМС
18210202101081013160

На ОПС “за себя” (для самозанятого населения)
18210202103081013160

Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:

Вид СВ
КБК

За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки)
18210202131061010160

За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки)
18210202131061020160

За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки)
18210202132061010160

За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки)
18210202132061020160

На “травматизм”
39310202050071000160

Начисление пени и штрафов

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).
Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).
Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.
Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  • Если до 30 дней включительно:
  • Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:
  • Начиная с 31 дня, по указанной ниже формуле:

    Чего изменения не коснуться

    Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, не коснулись:

    • объекта обложения СВ;
    • категорий плательщиков;
    • тарифов на ОМС;
    • фиксированного платежа для ИП;
    • срока оплаты взноса;
    • предельной базы для исчисления.

    Администрирование страховых взносов

    Администрирование страховых взносов

    Всего несколько лет налоговики отдыхали от сбора социальных взносов. Администрированием страховых взносов занимались фонды. Но с 2017 года налоговая служба возвращает себе эти функции. Президент подписал указ от 15.01.
    16 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с ПФР, ФСС РФ и ФФОМС РФ». До 1 мая 2016 года Правительство РФ должно внести в Госдуму два законопроекта. Первый вернет функции по администрированию взносов ФНС России. Второй усилит административные ресурсы этой службы.

    Налоговики получат единую федеральную базу данных о населении, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

    Страховыми взносами дело может не ограничиться. Планируется, что систему администрирования изменят также в отношении других фискальных платежей — таможенных и акцизных сборов.

    История повторяется

    Вопрос об улучшении администрирования страховых взносов поднимается уже не в первый раз. Именно с этой целью с 1 января 2001 года платежи в фонды объединили в ЕСН.
    До этого порядок был схож с существующим на сегодняшний день: контролировали сборы фонды. Такой порядок правительство признало нерациональным.

    С введением ЕСН функции по администрированию платежей в фонды получил единый контролирующий орган — ФНС России.

    После отмены ЕСН с 1 января 2010 года полномочия по контролю за исчислением и уплатой взносов в фонды перешли в ведение самих фондов. Специалисты объясняли, что цель реформы — вывести данные выплаты из системы налоговых платежей и из бюджетной системы.

    Нынешние преобразования пока не касаются структуры начислений. Порядок расчета и уплаты взносов не изменится, новый ЕСН вводить не планируют. Иным будет лишь контроль за уплатой взносов — вместо нескольких контролирующих органов проверять налогоплательщика будет один.

    Цель реформы — экономия средств, времени и сил

    Проверки по страховым взносам для плательщиков оборачиваются двойным контролем. Формально такие проверки называются совместными.
    Но зачастую на практике в организацию сначала приходят проверяющие из ФСС РФ, а потом сотрудники ПФР.
    Несмотря на то что вторая проверка уже основывается на данных первой и требует меньшей подготовки со стороны финансового отдела организации, один и тот же период налогоплательщику приходится защищать дважды.

    Одна из задач передачи администрирования страховых взносов в ФНС — снизить количество бюрократических процедур при уплате взносов.

    Тем более, алгоритмы формирования налоговой базы для исчисления НДФЛ и страховых взносов во многом схожи. Государство сэкономит деньги, сократив число контролирующих лиц. Снизится нагрузка на финансовые отделы организаций.
    В рамках проверки они будут представлять требуемые документы одному контролирующему органу, а не нескольким.
    Переход на новую модель  будет быстрым. Налоговики и страховщики в рамках двустороннего соглашения давно обмениваются информацией, касающейся налогоплательщиков и плательщиков сборов.

    Администрирование страховых взносов ФНС по новым правилам

    На сегодняшний день законопроект о передаче администрирование взносов в ФНС России, еще не опубликован. Предполагается, что качество администрирования взносов будет выше.
    ФНС России обладает более широким инструментарием при проведении проверок и располагает продвинутой автоматизированной системой, содержащей данные о налогоплательщиках.
    А значит, централизация не только снизит издержки государства, но и поспособствует росту собираемости взносов.

    Налоговики уже сейчас активно применяют статью 93.1 НК РФ. А она позволяет запрашивать сведения о проверяемом лице у всех, кто такими данными располагает.

    В рамках проверки уплаты страховых взносов инспекторы смогут применить ее к сотрудникам организации, в отношении которой проводится проверка.
    Их могут вызвать на допрос, в ходе которого поинтересуются, соответствует ли реальное вознаграждение сотрудника данным, заявленным работодателем при начислении взносов.
    Но плательщиков страховых взносов должен беспокоить не только вопрос о полномочиях. В контексте планируемых изменений важно и то, участятся ли налоговые проверки при передаче полномочий по контролю за уплатой взносов в ведение ФНС России.

    Результаты администрирования страховых взносов налоговой

    Администрирование страховых взносов

    Налоговая отчиталась об итогах администрирования страховых взносов.
    В Великобритании, Финляндии, Норвегии, Швеции, США страховые взносы администрируют налоговые органы. Это тенденция появилась в начале 2000-х годов, когда многие страны сделали выбор в пользу централизации администрирования платежей.
    Россия не исключение — уже полгода социальные взносы администрирует ФНС России. О том, как это происходит программе «Налоги» рассказала заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук.
    Она отметила, что для Налоговой службы администрирование подобных платежей — задача не новая. Ранее уже существовал единый социальный налог, который также собирали налоговики и поступления уходили в соответствующие бюджеты. Сейчас эти функции вновь вернули Налоговой службе, закрепив в Налоговом кодексе РФ норму, связанную с администрированием страховых взносов.
    «Для плательщиков страховых взносов, с нашей точки зрения, ситуация изменилась в лучшую сторону. Раньше у каждого социального фонда были свои формы отчетности, часть данных в которых дублировалась, сроки сдачи отчетности были рассинхронизированы… И, к сожалению, мало кого интересовало, как это сказывается на работодателях.

    Сегодня работодатель подает налоговым органам одну форму отчетности ежеквартально.

    Налоговая служба обрабатывает представленную отчетную информацию для контроля начисленных и уплаченных сумм взносов, а также представляет ее в соответствующие фонды для исполнения ими социальных функций», — говорит Светлана Бондарчук.
    Темп роста страховых платежей по итогам пяти месяцев (январь-май 2017 года) администрирования ФНС России, который составил 106,5% (собрано всего 2154,7 млрд рублей), обусловлен несколькими причинами. Первая – выстраивание платежной дисциплины. Вторая – работа с накопленной задолженностью.
    «Нужно сказать, что законодательство, которое регулировало администрирование страховых взносов в предыдущий период, было лояльным, мягким по отношению к неплательщикам. Не было жестких дисциплинарных мер, которые позволяли бы более эффективно эту задолженность взыскивать», — поясняет представитель ФНС России.

    Нормы Налогового Кодекса теперь позволяют это сделать. Если налогоплательщик не платит страховые взносы, то, так же как и в случае неуплаты налога на прибыль или земельного налога, с него взыскивается задолженность – выставляется требование, проводятся судебные процедуры, работают приставы (https://www.nalog.ru)

    Администрирование страховых взносов

    Администрирование страховых взносов

    До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС.
    Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов — ФСС, ПФР и ФФОМС.
    Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

    Администрирование страховых взносов: последние новости

    В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539).
    В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями.
    Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

    Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

    Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.
    Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
    Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

    В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

    Фнс начинает администрирование обязательных страховых взносов

    Администрирование страховых взносов

    МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года будет осуществлять Федеральная налоговая служба, а не внебюджетные фонды. Российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд руб. в год.
    Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) до 20 февраля , в Фонд социального страхования – до 25 января. Отчетность за I квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет уже единым – до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, являющегося выходным днем).

    Одна вместо четырех

    Целью принятых изменений изначально называлось совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.
    Эксперты полагают, что создание универсальной системы исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.
    Ранее глава ФНС Михаил Мишустин заявлял, что новый порядок администрирования будет более комфортным для налогоплательщиков, вместо четырех форм фискальной отчетности, ранее предоставляемых в государственные внебюджетные фонды, они будут сдавать в налоговый орган только одну.

    Информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в личные кабинеты налогоплательщика.

    В частности, в личном кабинете для физических лиц будут отражаться сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного гражданина аналогично сведениям из справки о доходах – 2-НДФЛ, а в личных кабинетах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – о начисленных и уплаченных страховых взносах.

    Меньше контролеров

    Также налогоплательщики вместо нескольких контролеров получают одного. Сейчас деятельность организаций контролируют и проводят выездные проверки и ПФР, и ФСС, и налоговая служба. В дальнейшем контролировать их работу будет только налоговая.

    Однако организациям следует учитывать обозначенные в законах переходные периоды. Так, за периоды до 2016 года включительно контроль и проверки будут осуществлять фонды.
    Кроме того, контроль превышения выплат по больничным листам будет осуществлять ФСС до 2021 года.
    В течение этого периода они переходят на так называемую систему прямых выплат, то есть когда эти выплаты по больничным листам и в связи с материнством фонд осуществляет напрямую работнику.

    И тогда эти выплаты будут уже являться не элементом расчета взноса, подлежащего уплате в бюджет фонда, а непосредственно выплаты из самого фонда.

    Неизменными останутся тарифы страховых взносов. Так, пониженный тариф взноса IT-организациям в размере 14% будет продлен до 2023 года. А действие основного тарифа 30% будет продлено до 2019 года.

    Больше поступлений

    Глава Минфина Антон Силуанов ранее сообщил, что министерство планирует повысить доходы на 100-150 млрд руб. в 2017 году благодаря улучшению администрирования страховых взносов через Федеральную налоговую службу, а также за счет более тесного информационного обмена между ФТС и ФНС.
    Вице-премьер Ольга Голодец в середине года давала еще более оптимистичную оценку – передача администрирования страховых взносов из ПФР в ФНС позволит увеличить доход пенсионного фонда на 200 млрд руб. в год. Самые пессимистичные оценки экспертов – до 100 млрд руб. в год принесет передача администрирования соцвзносов ФНС.
    Экономия для бюджета произойдет и из-за сокращения сотрудников ПФР. Фонд сократит в следующем году 12 тыс. сотрудников, или 10% от численности, в связи с передачей администрирования страховых взносов в ФНС, сообщил ранее глава ПФР Антон Дроздов. 

    Контроль за уплатой страховых взносов с 2017 года

    Администрирование страховых взносов

    Не секрет, что передача администрирования страховых взносов в ФНС сегодня одна из главных новостей и причина нервозности многих бухгалтеров. Хотя бы потому, что с работниками фондов легче находить взаимопонимание. Расскажем, с чего начались пертурбации со страховыми взносами и что еще задумали налоговики.

    К чему пришли

    Относительно администрирования страховых взносов последние новости таковы. Во-первых, с января 2017 года в Налоговый кодекс добавлена новая глава 34. Она посвящена администрированию страховых взносов налоговиками.
    Это значит, что основные подходы НК РФ к налоговым платежам (в т. ч. пеням, штрафам) будут актуальны и для страховых платежей.
    А Закон о страховых взносах № 212-ФЗ в связи с переходом контроля за уплатой страховых взносов автоматически утратит силу.
    Подробнее об этом см. «Новая глава НК РФ с 2017 года «Страховые взносы».

    Таким образом, налоговые инспекции (ИФНС, МИФНС), УФНС по регионам и центральный аппарат ФНС становятся с 2017 года органами контроля за уплатой страховых взносов. В их лоно попадут:

  • пенсионные взносы;
  • взносы в федеральный медстрах;
  • платежи в Фонд соцстраха (кроме взносов по травмам).
  • Поскольку нормы об этих обязательных платежах стали частью налогового законодательства, органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, будут также заниматься сверками платежей по взносам, их взысканием, возвратом и зачетом.
    Также см. «Новая форма расчета по страховым взносам с 2017 года зарегистрирована».

    С чего всё начиналось

    Надо сказать, что передача страховых взносов в ФНС была давней мечтой налоговиков. Еще со времен отмены единого социального налога. Это произошло в 2010 году.
    Однако первым реальным толчком к передаче администрирования страховых взносов в ФНС с 2017 года стал указ Президента РФ от 15 января 2016 года № 13. Его основная цель – усовершенствовать уплату страховых взносов.

    Видимо, расчет был на то, что налоговики справятся с этой задачей лучше, если администрирование страховых взносов передать в ФНС.

    Согласно указу, основная правовая база по передаче администрирования страховых взносов должна была быть готова к 1 мая 2016 года.

    Попытка нового сбора

    В начале 2016 года выяснилось, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос. Именно так она назвала его в своей дорожной карте по администрированию страховых взносов. Она была выпущена в виде обычного письма ФНС от 2 февраля 2016 года № БС-4-11/1539.
    Вот, например, какие планы были у ФНС в отношении долгов и переплаты по страховым взносам (см. выдержку из дорожной карты):
    Правда, дорожная карта по администрированию страховых взносов в версии ФНС так и осталась – лишь планами. Ввести единый социальный взнос пока не получилось. Хотя, как видно, налоговики добились своего. Хотя платежки все равно будут разные – по каждому фонду.
    Также см. «Куда платить страховые взносы в 2017 году».

    Администрирование страховых взносов: почему бизнес несёт убытки

    Администрирование страховых взносов

    Сургут, Югра, 2 октября 2017, 17:34 — REGNUM  Некорректная передача данных Пенсионного фонда о состоянии расчётов предпринимателей по страховым взносам, пеням и штрафам породила недостоверные сведения о наличии задолженности у бизнесменов.
    В итоге налоговые инспекции принимают решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков и принудительном списании денежных средств, даже когда задолженность отсутствует.
    Информация о проблеме поступила руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину от бизнес-омбудсмена Бориса Титова, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

    Напомним, администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) перешло к налоговым органам с 1 января 2017 года. Некорректная передача данных не радует и налоговиков.

    К примеру, в Сургуте в августе 2017 года сумма задолженности по страховым взносам по сравнению с январскими показателями увеличилась на 64%, более чем на миллиард рублей, сообщила телекомпании «Сургутинтерновости» начальник отдела урегулирования задолженности ИФНС России по Сургуту ХМАО-Югры Алена Биктирякова.
    Почему возникла проблема приостановления счетов и по каким причинам она до сих пор не ликвидирована, корреспондент ИА REGNUM выяснил у адвоката, управляющего партнера юридической компании «АВТ Консалтинг» Александра Тарасова.
    «Проблема в том, что бухгалтерам и юристам приходится доказывать достоверность сведений о величине уплаченных взносов до 1 января 2017 года. В том, что расчеты по страховым взносам компании отражаются в налоговом органе некорректно, компании не виноваты. И платить за эти ошибки они не должны. Это подтверждают последние разъяснения Минфина РФ и ФНС РФ», — поясняет Александр Тарасов.
    Эксперт уточняет, что путаница и ошибки возникли по ряду причин. Это некорректный ввод информации или сбои в автоматизированных системах. Нередко сведения по данным контролеров и по данным инспекций не совпадают.
    «В результате организации получают требования об уплате несуществующей недоимки по страховым взносам. Возмущенные предприниматели обращаются в налоговые, а те ничего поделать не могут. Так как они не в курсе прежних расчетов между организациями и фондами», — уточняет юрист.

    Несмотря на то, что процедура передачи сведений из фондов в налоговые органы регламентирована, проблемы у предпринимателей, возникшие в результате администрирования страховых взносов в ФНС, тянутся месяцами из-за отсутствия порядка действий для компаний, которые оказались в ситуации неверной передачи данных.

    «Многие до сих пор не понимают, куда писать заявления и в какие сроки возникает вероятность того, что сведения в инспекциях станут актуальными. По сути, из-за такой путаницы многие бизнесмены несут убытки, так как у многих приостановлены операции по счетам и нет возможности оперативно вести финансово-хозяйственную деятельность», — объясняет юрист.
    В такой ситуации обращаться нужно не в налоговый орган, а в фонды, поясняет алгоритм действий Александр Тарасов.
    «В первую очередь нужно написать заявление в свободной форме о том, что, по данным плательщика, сальдо по взносам на 1 января 2017 года составляет другую сумму. И провести совместную сверку расчетов. По результатам такой сверки компания получит от фонда акт.
    Если обнаружится переплата, то нужно подать заявление о ее возврате, в том числе пеней и штрафов. Уведомление о принятом решении фонд направит компании в течение пяти дней. После чего уже сам фонд направит соответствующее заявление в вышестоящий налоговый орган. На это уйдет десять дней.
    Данные передают в территориальные инспекции, и информация о расчетах с бюджетом обновится», — говорит юрист компании «АВТ Консалтинг».

    Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, по сообщению газеты «Коммерсантъ», видит выход из сложившейся ситуации во введении переходного периода.

    А именно позволить налоговым органам до 1 июля 2018 года принимать бумажные документы, подтверждающие уплату взносов, и самостоятельно корректировать данные.
    Причём принудительное взыскание долгов по страховым взносам не производить на время переходного периода.
    Читайте ранее в этом сюжете: Администрирование страховых взносов переходит к налоговым органам

    Huawei
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector